Статьи по информационной безопасности

Bring Your Enterprise Home. Кибербезопасность корпоративного уровня дома у сотрудников

Written by Кент Лэндфилд | 25/02/21

Более двадцати лет внимание специалистов по кибербезопасности было сосредоточено на работе с предприятиями, а не на построении интегрированной системы защиты, и уж тем более не на комплексной защите домашних сетей. И хотя умные устройства для дома приобретают все большую популярность и признание, главной задачей отрасли по-прежнему остается обеспечение корпоративной безопасности.

Автор: Кент Лэндфилд (Kent Landfield), главный специалист по разработке политики стандартов и технологий компании McAfee

NIST Cybersecurity Framework1, один из основных американских регламентов, адресован предприятиям, а не частным лицам. При этом число устройств и подключений в домах в наше время намного превышает аналогичные показатели, характерные для малого бизнеса двадцатилетней давности. Домашние ИТ-системы развиваются по той же схеме, что и системы малых предприятий, поэтому нуждаются в дополнительном внимании и защите.

Пандемия COVID-19 в мгновение ока изменила привычный уклад организаций и стала причиной вынужденного перевода сотрудников из централизованных рабочих сред на высокораспределенные инфраструктуры для работы из дома. Внезапный переход на незащищенную и неконтролируемую "удаленку", включая ИТ, IoT, мобильные, облачные и другие среды, значительно усложнил обеспечение кибербезопасности предприятий и одновременно серьезно расширил поверхность цифровых атак. Поскольку многим сотрудникам приходится использовать для решения рабочих задач личные устройства, организациям необходимо внедрять политики, которые улучшат управление и контроль над ними. Концепция BYOD (Bring Your Own Device, личные устройства на работе) трансформировалась в BYEH (Bring Your Enterprise Home, корпоративные устройства дома). Чтобы адаптироваться к этой перемене, нужны новые стандарты и процедуры безопасности.

И хотя в нашей компании, как и на других предприятиях, изначально имелись политики, процессы, средства управления, оборудование и программное обеспечение для защиты такой распределенной корпоративной экосистемы, все же они разрабатывались с учетом того, что современный частный дом -- не самая "гостеприимная" среда для внедрения защит.

Например, в домашней среде могут присутствовать умные замки и розетки, несколько телевизоров Smart TV и устройств для потоковой передачи данных, охранная система, цифровые ассистенты, беспроводные светильники, колонки, камеры, термостаты и другие подключенные устройства. И все это не считая компьютеров, ноутбуков, планшетов и смартфонов. Устройства IoT, число которых постоянно растет, позволяют превратить обычные дома в умные, но собственники не всегда знают, как эффективно защитить это оборудование от киберпреступников. Кроме того, многие решения не поддерживают интеграцию или обмен данными с другими системами, что уменьшает возможности обнаружения слабых мест в защите.

Сегодня хакер может проникнуть в дом, не переступая его порога, и похитить у вас самое ценное -- банковский счет, реквизиты доступа и душевный покой, например, включив свет в три утра или музыку из умных колонок на полную громкость. Это серьезная проблема как для физических лиц, так и для компаний и государства, ведь "удаленка" -- это возможность продолжить работу, несмотря на пандемию COVID-19.

Посчитайте в квартире все умные и обычные устройства и умножьте их на количество сотрудников государственных ведомств, работающих удаленно, чтобы получить представление о масштабах создавшейся угрозы. Прибавьте сюда подрядчиков госучреждений, уровень безопасности систем которых обычно ниже, чем у штатных работников. И речь уже идет об угрозах национального масштаба, поэтому организациям необходимо обеспечить надежную защиту удаленного доступа сотрудников к служебным ресурсам.

При этом кибербезопасность -- только одна из областей, на которую нужно обратить внимание. Например, в случае выхода оборудования из строя поставщики услуг в первую очередь предоставляют поддержку корпоративным клиентам. Если о неисправности сообщила компания, ее устранят за пару часов. Потребители могут прождать решения проблемы несколько дней. Однако сегодня ответ на вопрос, какое удаленное подключение является критически важным для бизнес-процессов, не столь очевиден. Как организации сообщить провайдеру о том, что конкретная линия связи имеет приоритет и нуждается в срочном внимании? Как включить в концепцию "домашних терминалов" тот факт, что они являются компонентами инфраструктуры конкретного предприятия?

"Удаленка" превратила квартиры в домашние офисы, виртуальные учебные классы, кабинеты врача и магазины, а каждое подключенное личное устройство -- в потенциальный источник опасности для работодателей.

Пока мы пытаемся адаптироваться к новым реалиям, очень важно переосмыслить безопасность домов и квартир, а также разработать стандарты их защиты.

  1. https://www.nist.gov/cyberframework