Автор: Илья Захаров, эксперт, директор департамента разработки средств мониторинга "Группы Астра"
Важно упомянуть СБП ("Система быстрых платежей") – медиатора между организациями, проводящими платежи через разные банки. Сервис быстро завоевал популярность у клиентов. Теперь каждая транзакция оставляет прямой технологический след в системах заказчика. Он начинается с запроса пользователя – из мобильного приложения или веб-банка. Далее запрос, синхронно или асинхронно, проходит цепочку микросервисов, созданных разными командами банка, и в финале попадает в главную книгу, после чего происходит списание и зачисление средств. Это и есть банковская транзакция.
Для контроля транзакций широко используется трейсинг – технология, позволяющая динамически прослеживать весь маршрут клиентского запроса, который в большинстве случаев отражает бизнес-операцию. Некоторые вендоры, например AppDynamics, называют это бизнес-транзакциями и дают возможность отслеживать каждый тип запроса отдельно. Реализовать такую технологию по-прежнему непросто, но существуют подходы, которые заметно упрощают задачу.
Еще один пример – платформа наблюдаемости "Астра Мониторинг". Трейсинг является лишь одним из трех ее столпов, наряду с метриками и логами. Вместе эти инструменты позволяют контролировать здоровье как современных, так и legacy-приложений. Однако в контексте мониторинга банковских транзакций наиболее ценным компонентом остается именно трейсинг.
Современные средства ИТ-мониторинга позволяют не только фиксировать проблемы с бизнес-операциями, но и понимать, почему они возникают. При этом на стабильность процессов в банках могут влиять десятки, а то и сотни факторов. В работу вовлечено множество людей и систем – созданных в разное время, с разным качеством кода, купленных у вендоров или разработанных собственными силами. Такой архитектурный "зоопарк" в инфраструктуре банков серьезно усложняет работу службы сопровождения, в задачи которой, в том числе, входит мониторинг транзакций.
Отдельно стоит отметить техническую возможность сбора параметров операций. Здесь необходима особая осторожность: это чувствительная информация, и рядовые сотрудники не должны иметь доступа к переводам клиентов. Платформы вроде "Астра Мониторинг" умеют не только фиксировать такие данные, но и гибко управлять этим процессом – определять, нужно ли собирать конкретные параметры, а также контролировать их доступность и визуализацию в зависимости от ролевой модели.
В таких системах применяются стандартные подходы к статистическому контролю: все операции трейса помещаются в масштабируемое (эластичное) хранилище. На их основе можно формировать различные агрегаты – например, количество бизнес-транзакций определенного типа, среднее время их обработки, число ошибок и т.п. При этом ошибки можно разделить на технологические и бизнесовые. Например, если для перевода не хватает средств, то с технической стороны все может быть в порядке, а причина проблемы лежит в бизнес-логике.
По сути, анализируя трейсы, мы видим всю картину бизнес-операций. Сколько переводов определенного типа было выполнено, какова их общая сумма? Популярна ли новая финансовая услуга, которую мы добавили в мобильное приложение в последнем релизе? Сколько выручки она принесла за месяц?
В системах мониторинга также применяют стандартные статистические методы для нормирования операций – расчета динамической нормы по их количеству и длительности. Это упрощает настройку системы и позволяет контролировать ее здоровье относительно выбранного эталонного временного промежутка, который она определяет самостоятельно в процессе обучения.
И, наконец, уведомления. Вместо того чтобы просто выводить красный значок, система должна проактивно реагировать на определенные сценарии и паттерны, которые она выявляет в последующих операциях. Если заложить такой подход еще на этапе разработки, платформы мониторинга можно эффективно использовать и для контроля банковских транзакций.
Мониторинг транзакций позволяет банкам не только выявлять и устранять сбои, но и видеть их влияние на ключевые показатели работы сервисов. Это практичный инструмент, который помогает поддерживать стабильность и предсказуемость бизнес-процессов.