Статьи по информационной безопасности

Щедрость владельцев инфраструктуры не победить! Часть 2

Written by Алексей Киселев | 01/04/25

В нашей профессии без юмора сложно. Он помогает не только пережить бессонные ночи в разгаре атаки, но и сделать правильные выводы. В этой подборке – реальные истории из жизни ИБ-специалистов и их коллег. Они забавные, но за каждым случаем стоит важный урок.

Автор: Алексей Киселев, руководитель отдела по работе с клиентами среднего и малого бизнеса, “Лаборатория Касперского”

Кибербезопасность? Да кто ее покупает?

Компания с филиалами, магазинами и производством жила по принципу экономии. ИТ-директор давно понимал, что пора централизовать защиту, но до единого антивируса руки не доходили. Все изменилось, когда он заинтересовался предложением одной ИБ-компании и устроил презентацию для руководства.

После выступления слово взял собственник. Вердикт был прост:

– В жизни столько не тратил на кибербез! 20 лет работаю – и не тратил!

Решение принято. То есть ничего не делать.

Спустя пару месяцев, в марте 2022 г., атаки на бизнес усилились. Компания оказалась в числе жертв, в первые часы злоумышленники зашифровали 700 серверов и затем вышли на связь:

– Вернем все за 500 евро!
– Ой, подождите, у вас тут интересные вещи... Пусть будет 15 тысяч!
– Так, мы нашли еще кое-что... Давайте не будем мелочиться!

Аппетиты взломщиков росли. А когда выяснилось, что резервные копии тоже зашифрованы, стало окончательно грустно.

После инцидента собственника спросили, что он думает о произошедшем. Он долго не раздумывал:

– Виноват ИТ-директор. Недостаточно убедителен был.

ИБ-бюджет в компании все же появился. Возможно, на него даже купят антивирус.

Дважды на те же грабли

Одна компания из сферы торговли столкнулась с классическим сценарием цифрового апокалипсиса: основной склад встал, компьютеры не включались, система не запускалась. Время восстановления данных растянулось на три недели.

Но паники не было! ИТ-специалист уверенно заявил, что все под контролем и последствия атаки полностью устранены. На деле это оказалось далеко от истины.

Как только склад начал оживать, злоумышленники тут же вернулись. Им даже напрягаться не пришлось – вредонос уже был внутри, просто ждал нужного момента.

Компания снова оказалась в цифровом тупике, но теперь с "бонусом":

– Ваши данные зашифрованы! Хотите их вернуть? Платите!

Судя по всему, хакеры просто следили за восстановлением бизнеса и ждали, когда можно попросить денег за вторую серию.

В этот момент руководство, возможно, впервые задумалось: а может, все-таки стоило решать проблему не "в частном порядке", а системно?

Заморозка бизнеса

Компания успешно торговала скоропортящимися продуктами, наладила логистику через подрядчика и не подозревала, что одна атака может превратить бизнес в хаос.

Хакеры ударили по логистической компании, а пострадали... фуры с товаром. На планшетах водителей исчезли путевые листы, и фуры зависли в неопределенности.

– Куда везем?
– Без понятия, тут пусто.
– Отлично, посидим, подождем.

А вот продукты ждать не могли.

Время в холодильниках тикает быстрее, чем в обычном бизнесе. Когда маршруты наконец восстановили, продукция уже перестала быть продукцией.

Ирония в том, что атака была не на саму компанию, но убытки понесла именно она. Вывод прост: – это не только про себя, но и про тех, с кем работаешь.

Вся подборка историй:

  1. Часть 1. Михаил Прохоренко, руководитель управления по борьбе с киберугрозами, BI.ZONE
  2. Часть 2. Алексей Киселев, руководитель отдела по работе с клиентами среднего и малого бизнеса, “Лаборатория Касперского”
  3. Часть 3. Денис Гойденко, руководитель PT ESC IR, Positive Technologies
  4. Часть 4. Вадим Алексеев, руководитель департамента расследований высокотехнологичных преступлений компании F6