На фоне тревожной новостной повестки, вызванной пандемией коронавируса, перехода на «удаленку» и финансовых трудностей в отдельных сегментах бизнеса, интернет-мошенники активнее используют проверенные психологические приемы с социальной инженерией. Одной из самых успешных интернет-афер остается схема «Двойной обман», которая этой весной активизировалась в интернете.
Суть схемы состоит в том, что людям, однажды уже ставших жертвами интернет-мошенников предлагают помощь в получении компенсации за ущерб. Сценариев у схемы несколько – мошенники предлагают возместить деньги за участие в популярных фейковых опросах, give away или «недобросовестных» лотереях. В другом случае обещают компенсацию НДС за расходы на покупку иностранных товаров: лекарств и БАДов, одежды и обуви, продуктов питания, топлива, стройматериалов, бытовой техники и т.д. Мошенники активно используют «синдром обманутого вкладчика» — так, в 90-е годы, жертвы финансовых пирамид, поддавшись на рекламу возврата потерянных средств, добровольно несли оставшиеся деньги в структуры типа «МММ» и вновь оказывались жертвами аферы.
Рассчитайте выплату и будет вам счастье
Group-IB исследовал инфраструктуру одного из мошеннических ресурсов — Международной службы «Единый центр возвратов» (ЕЦН), и обнаружил целую сеть связанных сайтов, включавшую более 170 доменных имен, зарегистрированных на одно и то же лицо. Параллельно с ЕЦН работает ее схема-клон: от лица “Национального Лотерейного Содружества” посетителям обещают страховую выплату за “недобросовестную” деятельность организаторов лотерей.
Пытаясь избежать блокировок, мошенники уходят из Рунета. Если два года назад доменной зоне ru. были зарегистрированы всего несколько сайтов с предложением компенсаций, то в конце 2019 года появились порядка 200 доменов в международной доменной зоне .xyz (именно здесь часто регистрируют образовательные, инженерные и юридические ресурсы, —прим Group-IB), чтобы избежать быстрой блокировки. В марте 2020 года появились три десятка новых доменов под схему с компенсацией НДС.
Атака, как правило, начинается с рассылки в мессенджерах, по почте или в соцсетях. Эксперты CERT-GIB предполагают, что мошенники проводят свои рассылки, как «на холодную» , так и таргетировано, по жертвам прошлых афер, поскольку в различных схемах (например, «Кроличья нора») злоумышленники специально собирают данные пользователей — ФИО, телефоны или адреса электронной почты, чтобы использовать их повторно для рассылки спама или ссылок на новые мошеннические акции.
В кейсе с компенсацией НДС была выбрана более изощренная модель продвижения: мошенники рекламировали в группах local.yandex фейковое интервью со специально созданного сайта-клона популярного издания Лента.ру: "76 летняя пенсионерка получила 170 000 руб компенсации НДС и потратила все деньги на стрептизера» (орфография сохранена). Публикацию сопровождали новости о коронавирусе, самоизоляции и отзывы «счастливчиков», получивших деньги. Из интервью ссылка вела на посадочную страницу, где посетителям предлагали рассчитать сумму компенсации НДС — на сайт «Центра финансовой защиты».
На сайте «Единый центр возвратов» говорится, что максимальная сумма компенсации составила 250 000 рублей. В «лотерейной схеме» пострадавшим от лица несуществующего «Национального Лотерейного Содружества» обещают выплатить чуть больше — до 280 000 рублей, на сайте «Центра финансовой защиты» - до 300 000 рублей.