В Центробанке заявили о росте активности хакерских группировок в этом году: количество обзвонов граждан выросло в четыре раза. Мошенников особенно интересуют остатки по депозитам. За восемь месяцев 2020 года зафиксировано 20,8 тысяч случаев мошенничества, совершенных с использованием электронных средств платежа, что вдвое больше, чем в 2019 году.
Банковская сфера связывает такую активность с экономической нестабильностью: страх обесценивания нацвалюты и потери сбережений заставляют людей совершать необдуманные поступки. Согласно отчету Центробанка, в 2019 году злоумышленники увели с карт россиян почти 6,5 млрд рублей. При этом банки возместили пострадавшим только 1 млрд рублей.
Низкая доля возвратов денег объясняется тем, что кредитное учреждение вправе отказать в возмещении ущерба, если клиент передал конфиденциальную информацию третьим лицам, нарушив тем самым договор с банком. Чаще всего россияне обращаются с жалобами на телефонных мошенников, представляющихся сотрудниками крупных банков — «Сбер», ВТБ, «Альфа-Банк».
Помимо телефонных звонков мошенники размещают рекламу от имени банков в социальных сетях и создают фейковые сайты крупных финансовых организаций.