Контакты
Подписка 2024

Information Security №2: Цифровая экономика. Глобальные тренды и практики российского бизнеса

Ekaterina Danilina, 15.06.18

grachev_m

 

 

  Андрей Грачев, управляющий партнер Crypsis Blockchain Holding

 

 

Цифровая экономика – что же это такое? Для начала давайте разберемся с термином: что же на самом деле включает в себя столь широкое определение? Если обратиться к программе “Цифровая экономика Российской Федерации”, утвержденной 27 июля 2017 года распоряжением Правительства РФ,  мы увидим, что она включает в себя развитие существующих технологий и платформ, а также создание новых, прорывных решений.

Приоритетными сквозными технологиями являются:

* большие данные;

* нейротехнологии и искусственный интеллект;

* системы распределенного реестра;

* квантовые технологии;

* новые производственные технологии;

* промышленный Интернет;

* компоненты робототехники и сенсорика;

* технологии беспроводной связи;

* технологии виртуальной и дополненной реальности.

Как мы видим, обозначенные технологии в возможностях применения охватывают практически все виды экономической деятельности и управления. То есть цифровая экономика – это совокупность технологий, обеспечивающая практически мгновенный обмен информацией, прозрачность процессов на всех уровнях, доступность государственных и частных сервисов в онлайне и автоматизацию большинства профессий.

Например, больше данные могут быть использованы бизнесом для продвинутой маркетинговой аналитики в целях точного определения спроса на ту или иную продукцию. Государство же в свою очередь может применять ту же самую аналитику для оценки возникающих тенденций и мнений на уровне населения страны, концентрации данных о внутренней миграции различных слоев населения и т.д. Далее мы применяем к собранным данным самообучающуюся систему и после набора определенной массы, скажем так, знаний она в режиме онлайн и без участия человека способна выдавать достаточно точные прогнозы и варианты развития событий, с оценкой вероятностей их реализации. А это уже применение и в геополитике, и в торговле на рынках ценных бумаг, и в прогнозировании спроса и предложения. Главное, что для получения этих данных не нужны люди и информация предоставляется в режиме онлайн, что очень ценно с учетом текущей, быстро меняющейся реальности.

Распределенные реестры

Далее, технология распределенных реестров, она же тот самый блокчейн, который благодаря криптовалютам и их бурному росту и волатильности сейчас известен практически каждому, позволяет существенно сократить время операций и издержки на транзакциях, с одной стороны. С другой стороны – позволяет обеспечить неизменное и независимое хранилище существенной информации, например данных о выданных дипломах (кейс компании Bitfury и их блокчейна Exonum с университетом "Синергия"), то есть каким административным и техническим ресурсом не обладал бы злоумышленник, внести данные задним числом или изменить их он не сможет. Из этой же технологии возникают и умные контракты – то есть некий набор правил, который неизменен и применим ко всем участникам и работает исходя из произошедших событий, его нельзя ни подкупить, ни изменить.

Например, он может применяться для разрешения вопроса доверия между сторонами – дистанционная продажа какого-либо имущества, поставки товаров и т.д., ведь алгоритм прозрачен и неизменен, а значит при сделке, зафиксированной через такой контракт, списание средств в адрес продавца произойдет автоматически, а покупатель не рискует своей предоплатой до получения товара. Над таким сервисом для бизнеса и экспортно-импортных отношений работает российский проект Export.Online, а проект "Инносети" реализовал страхование в режиме онлайн и динамический факторинг для клиентов компании "Деловые линии".

Квантовые технологии

Квантовые технологии, являясь, пожалуй, самой важной темой будущего, значительно ускорят производительность компьютеров и приведут к мощнейшему скачку в развитии всех технологий. Говоря простым языком – решая какую-либо конкретную задачу, привычный нам компьютер решает ее посредством перебора возможных вариантов, и чем их больше, тем больше времени это занимает, например, при моделировании тех или иных технологий или прогнозировании генетических изменений. Квантовый компьютер решает ту же задачу несколько иначе – вместо перебора вариантов он "видит" все возможные одновременно и сразу же предоставляет результат. Для примера: расшифровка криптографической защиты SHA256 у стандартного компьютера займет несколько тысяч лет, а в квантовом будет реализована моментально.

Промышленный Интернет вещей

Далее, промышленный Интернет, он же Интернет вещей, в совокупности с  робототехникой и технологиями беспроводной связи позволяет создать самоуправляемые сети устройств, которые, взаимодействуя между собой, будут решать поставленные им задачи. Например, на некоторых автомобильных заводах уже не используется ручной труд, а новые роботы, благодаря возможностям самообучения, обучаются у своих "старших товарищей-роботов" самостоятельно. Интернет вещей же в этом механизме может применяться при самостоятельном заказе роботами деталей у поставщика, а после изготовления, например, машины – при заказе автовоза для ее перевозки дилеру или на распределительный центр. Автовоз же в свою очередь может синхронизироваться с заправочными станциями и самостоятельно заправляться и оплачивать топливо.

Выглядит несколько футуристично, но это уже ближайшее будущее, вопрос только в создании законодательства в этой сфере. Уже сейчас компания Tesla тестирует самоуправляемые грузовики, которые успешно проходят испытания в реальных условиях, а Яндекс с декабря тестирует беспилотное такси на улицах Москвы, причем достаточно успешно.

Виртуальная реальность

Ну и возвращаясь к технологиям с "человеческим лицом", а именно дополненной и виртуальной реальности, первое, где можно это применять, – те самые совещания и бизнес-встречи, когда вместо многочасовых перелетов можно собраться за виртуальным столом переговоров и "лицом к лицу" обсудить любые темы. Это повышение продуктивности и экономия времени. Например, я в прошлом году совершил 98 перелетов на переговоры, и даже если представить, что я тратил всего по четыре часа на весь процесс, связанный с этим, то это 392 часа в год, а это практически 10 полноценных 40-часовых недель. То есть 20% года вместо активной деятельности я провел в дороге на встречи. Экономический эффект очевиден.

Другой стороной применения технологии является моделирование событий, отслеживание биологических ритмов в режиме онлайн, что говорит о повышении качества жизни людей. Также благодаря технологиям появляется возможность посещать культурные мероприятия и памятники архитектуры, находясь за тысячи километров от них. Развитием подобной технологии в России занимается проект Viarium, который уже разворачивал картинную галерею в виртуальной реальности.


Цифровая трансформация неизбежна, просто потому, что она более эффективна. Задачи новаторов – подавать инициативы государству, а государства – быть открытым к диалогу. Совместная же задача – это провести оценку последствий тех или иных изменений и разработать стратегию их нивелирования.


А что сейчас?

Если немного отойти от рассуждений о будущем в более приземленную сферу, то уже сейчас можно назвать цифровой трансформацией создание таких платформ, как "Госуслуги", которые значительно сократили время получения тех или иных государственных услуг. Из контролирующих функций – всем знакомые камеры на дорогах: контроль скоростного режима, правил перестроения, поворотов и соблюдения разметки и светофоров. Те же самые штрафы, которые получаем мы в течении нескольких дней, – это результат работы машинного зрения и ERP-системы, которые принимают в себя данные, переводят в цифру, систематизируют и выдают результат – в виде штрафа гражданину и сквозной аналитики регулирующим органам. Ставшие привычными маркетплейсы, например "Юлмарт" или "ОЗОН", позволяющие, не выходя из дома и расплатившись электронными деньгами, получить практически любой товар. Беспилотники тестируются банками для перемещения наличных денежных средств по воздуху.

Поэтому когда мы задумываемся о будущем, нам рисуется образ комфортного проживания, где практически вся рутинная и низкоквалифицированная работа автоматизирована и практически большинство процессов исполняются самостоятельно, согласно установленным правилам. Наши машины везут нас сами, также как и такси. Холодильники сами заказывают еду в магазине, откуда она доставляется беспилотниками, а оплата списывается согласно условиям умного контракта. Автоматизированы аналитики, прогнозисты, бухгалтеры, нотариусы, различные государственные реестры, а всевидящее око позволяет даже в многотысячной толпе найти преступника (да, в Китае уже действует система распознавания лиц, и буквально в апреле был задержан на десятитысячном концерте мошенник, который посчитал, что уж в толпе точно останется незамеченным).

Хорошо это или плохо?

Для тех, кто станет управлять и развивать данные процессы, конечно же, хорошо, это серьезное повышение качества жизни и освобождение от большинства рутинных дел. Это позитивные изменения для государств и международных коммуникаций – в долгосрочной перспективе определенный уровень прозрачности важен для построения крепких союзов и партнерских отношений. С другой стороны, это очевидная потеря анонимности, полная информационная подконтрольность системе и существенный разрыв в уровне жизни между различными слоями населения.

Но ключевой вопрос в следующем: раньше, например, переход от конных повозок на автомобили произошел в течение нескольких десятилетий, и это позволило достаточно комфортно изменить парадигмы обучения и профессионального профиля людей, что практически не сказалось на уровне занятости условных специалистов прошлого. Сейчас технологии развиваются бешеными темпами, и то, что ранее занимало десять лет, сейчас меняется за год, и скорость изменений с течением времени только растет.

Теперь представим условную семью условных дальнобойщиков: дед дальнобойщик, отец дальнобойщик и сын тоже собирается идти по их стопам. Все идет своим чередом, и вуаля – самоуправляемые грузовики едут по дорогам; они быстрее, так как не спят и не останавливаются на отдых, они точнее и безопасней, так как лишены человеческого фактора. Наш дальнобойщик проигрывает им по всем параметрам и вылетает из рынка. Куда ему идти и кем работать? На какую профессию учиться его сыну? Кто будет содержать семью? Большой вопрос, а если принять во внимание скорость изменений, то работающая ранее система обучения, дающая хотя бы примерный ориентир на будущее, меняется на необходимость прогнозирования на годы вперед, дабы не оказаться выброшенным на обочину социума и жизни. И это не только локальная трагедия одной из семей, а вызов всей существующей системе.

Ведь если традиционное предприятие – это создание рабочих мест, то цифровая экономика – это уничтожение рабочих мест. И это ключевой вызов настоящего времени. Необходимо провести оценку последствий тех или иных внедрений и проработать программу адаптации пострадавших от изменений отраслей к новой реальности.

Поэтому, подводя итоги, с уверенностью можно сказать следующее: цифровая трансформация неизбежна, просто потому, что она более эффективна. Задачи новаторов – подавать инициативы государству, а государства – быть открытым к диалогу. Совместная же задача – это провести оценку последствий тех или иных изменений и разработать стратегию их нивелирования.

Мы живем в удивительное время, на наш век выпал переход от дисковых телефонов до практически компьютеров в кармане и самоуправляемых машин. Теперь нам предстоит сделать следующий шаг в более интересный и новый мир. Мир, полный возможностей и вызовов. Мир, который строим мы.

 

Темы:Цифровая трансформацияИнформационная безопасностьБлокчейн и криптовалютаВ Фокусежурналinformation security

Еще темы...