Применение AI в автомобильной индустрии
Евгений Гришкевич, 01/04/19
По данным Международной федерации робототехники (IFR), сегодня в мире насчитываются сотни тысяч профессиональных сервисных роботов. Если же говорить о сервисных роботах для личных нужд, то их количество таково, что подобными роботами можно было бы полностью заселить среднюю европейскую страну, например Испанию. При этом наибольшее число сервисных роботов сосредоточено в клининговой и медицинской сферах. Первое место по числу компаний, работающих над созданием сервисных роботов, занимает США, но и Россия выглядит достаточно неплохо, находясь на 12-й позиции по этому показателю.
В автомобилестроении на сегодняшний день созданы все предпосылки для качественного рывка в сфере применения искусственного интеллекта. Речь идет об интеллектуальных системах помощи на дороге или ADAS (Advanced Driver Assistance Systems). Например, в Израиле компания Mobileye разработала программно-аппаратный комплекс. Его задача – распознавать потенциально опасные ситуации на дороге, предупреждать о них водителя и контролировать сохранение безопасной дистанции. Есть чем похвастаться и отечественным разработчикам. Российская компания Cognitive Technologies выпустила технологию Cognitive Smart Situation Capture, которая во многом опережает достижения Mobileye. Эта технология отвечает за создание и реализацию алгоритмов безопасного движения, в том числе и в экстремальных ситуациях. За технологиями ADAS будущее автопрома. Эксперты американской аналитической компании Lux Research полагают, что к 2020 г. объем рынка этих технологий будет составлять $10 млрд. А японская компания маркетинговых исследований Yano Research Institute еще более оптимистична, прогнозируя объем рынка ADAS в $75 млрд.
Конечно, в развитии искусственного интеллекта есть не только неоспоримые плюсы и преимущества, но и серьезные риски. В марте в США произошло ДТП с летальным исходом – погиб водитель автомобиля Tesla Model X, которым в момент трагедии управлял автопилот. Примечательно, что именно глава Tesla Илон Маск назвал искусственный интеллект "самым большим риском, с которым мы сталкиваемся как цивилизация". Тем не менее главная опасность – это не сбои, которые неизбежны в любой технологии, а вопрос контроля искусственного интеллекта. Впрочем, у людей всегда есть, фигурально выражаясь, "красная кнопка" – возможность отключения питания искусственного интеллекта.
Одно из ключевых направлений применения искусственного интеллекта – это автоматизация трудоемкой рутинной работы, которую сегодня делают люди. Многими это воспринимается как угроза стабильности на рынке труда, но скорее здесь нужно говорить о том, что внедрение искусственного интеллекта породит новые профессии. Если речь идет о промышленности, то в первую очередь искусственный интеллект может быть задействован в мониторинге систем с использованием датчиков. В этом случае искусственный интеллект может запускать либо прекращать те или иные производственные процессы, основываясь на показаниях датчиков. Кроме того, с помощью искусственного интеллекта можно прогнозировать качество продукции путем построения аналитических моделей, позволяющих выявлять большинство проблем уже на начальном этапе производства.
Что касается автомобильной индустрии, то практически все крупные разработчики ориентированы на выпуск беспилотных автомобилей. Для того чтобы не отставать от конкурентов, автомобильные концерны либо создают собственные подразделения по разработке систем искусственного интеллекта, либо объединяют усилия с перспективными стартапами. Например, General Motors выкупила стартап Cruise Automation и анонсировала выпуск в 2019 г. полноценного электромобиля Cruise AV. У этой модели не будет ни руля, ни педалей. Весь процесс движения автомобиля будет контролироваться двумя синхронизированными компьютерными системами. При этом вторая система будет брать автомобиль под управление, если в первой системе произойдет сбой. И это лишь один из многих примеров. В целом же прогнозы по продажам беспилотных автомобилей на 2020 г. составляют 2 млн штук, а на 2035-й – более 30 млн. Как уже говорилось, сбои в работе искусственного интеллекта неизбежны. Это и уже упоминавшееся ДТП со смертельным исходом в США в марте, и инцидент в декабре 2016 г., когда беспилотное такси компании Uber проехало на красный свет в Сан-Франциско.
Когда речь идет о работе системы, интеллектуальные способности которой намного превосходят человеческие, стоит исходить из того, что ей под силу буквально все. В этой связи существует несколько вариантов контроля возможностей искусственного интеллекта – от физического ограничения его доступа к Интернету или различным приложениям и процессам до разработки дружественных по отношению к человеку мотиваций. Пока эта сфера, так же как и само промышленное применение искусственного интеллекта, находится на стадии развития. Кроме того (и об этом недвусмысленно говорят и в России, и за рубежом), необходима разработка законодательной базы, регламентирующей применение искусственного интеллекта.
С одной стороны, Россия вроде бы находится на задворках применения искусственного интеллекта в сервисной робототехнике и автомобилестроении, да и вообще в промышленности. По данным IFR, на 10 тыс. работников в России приходится всего три робота. Для сравнения: в Южной Корее этот показатель равен 631 роботу на 10 тыс. человек. В то же время в 2017 г. российский рынок продемонстрировал взрывной рост -- установка роботов на промышленных производствах возросла на 84% по сравнению с 2016 г. Все это говорит о больших перспективах промышленного искусственного интеллекта в нашей стране.
В качестве наиболее ярких примеров можно привести не только уже упомянутую отечественную компанию Cognitive Technologies, успешно конкурирующую с израильскими разработчиками ADAS. Стоит сказать и о КАМАЗе, который в 2015 г. впервые протестировал на полигоне беспилотный автомобиль, а в 2017 г. продемонстрировал на ИННОПРОМ беспилотный автобус "Шатл". Отставание от мировых лидеров робототехники наша страна компенсирует развитием технологий, не только в автопроме, но и в энергетике, банковской сфере, нефте- и газодобывающей промышленности.