Контакты
Подписка 2024

Выбирай российское: об импортозамещении в информационной безопасности

Максим Степченков, 14/10/22

После начала февральских событий российские организации подверглись беспрецедентным по своим масштабам и интенсивности кибератакам. На этом фоне иностранные вендоры решений по кибербезопасности начали объявлять об уходе или приостановке деятельности на территории России, а президент Российской Федерации указом № 250 запретил российским организациям использовать средства защиты информации, произведенные в недружественных государствах либо подконтрольными или аффилированными с ними организациями.

Автор: Максим Степченков, совладелец компании RuSIEM

Эти три фактора обусловили резкий рост спроса на услуги российских компаний по информационной безопасности, а также решения отечественных разработчиков. Многие российские компании – организации финансового и промышленного секторов, телекома, ретейла и логистики оказались совершенно не готовы к ситуации, когда защищаться надо, но больше нечем.

По данным фонда "Центр стратегических разработок" (ЦСР), к 2026 г. российский рынок кибербезопасности может вырасти с 186 млрд до 469 млрд руб. с учетом влияния геополитических факторов. Без их влияния рост может оказаться двойным – до 370 млрд руб. Усиление госрегулирования и уход западных компаний делают ИТ- и ИБ-сектор, по сути, новой нефтью как с точки зрения снижения рисков нарушения непрерывности работы организаций, так и с позиции потенциального экспорта решений.

Сроки

С 1 января 2025 г. использовать иностранное программное обеспечение на значимых объектах критической информационной инфраструктуры (КИИ) будет нельзя. Успеют ли субъекты КИИ уложиться в отведенное время? С одной стороны, сложные системы, которые внедряются в течение нескольких лет, сейчас будут замещаться более простыми, но в то же время справляющимися с нагрузками. Здесь срок замещения равен сроку внедрения "с нуля" – значит, успеют.

С другой стороны, далеко не у всего ПО есть отечественные аналоги. Новые решения могут разрабатываться не один год, что критично не только для бизнеса, но и для государства. Нам повезло – мы одними из первых поняли, что системы класса SIEM должны будут импортозамещаться. Однако многим организациям придется в последний момент сталкиваться с сырыми или с недостаточно апробированными решениями.

Таким заказчикам придется создавать тестовые стенды, исследовать ПО, чтобы убедиться в его работоспособности, обучать персонал им пользоваться. Небольшая компания справится, а вот организации с десятью, двадцатью, тридцатью тысячами сотрудников и отстроенными процессами будет очень непросто.

А представьте, если во время атаки на компанию перестанет работать установленное в ней импортное оборудование и ПО? Мы вернемся в каменный век. Вероятность такого совпадения невелика, но все равно нужно это иметь в виду.

Серое замещение

Нельзя путать импортозамещение со сменой лейблов. Некоторые организации хитрят: берут западную продукцию, наносят на нее наклейку – и теперь это российский сервер. Но с программными решениями ситуация немного тяжелее. Иногда российский продукт создается на базе зарубежных решений Open Source – это законно. А псевдороссийский продукт, конечно, позволит какое-то время формально выполнять требования регулятора, но где гарантия, что Минкомсвязи России не исключит его из реестра? Подобные примеры уже есть.

О конкуренции

В нашей стране разработаны и производятся средства защиты информации, которые соответствуют требованиям законодательства и регуляторов – ФСТЭК и ФСБ России. Большое количество государственных и коммерческих структур уже приобрело их, "потому что нужно". Однако эти решения созданы в условиях отсутствия конкуренции. На мой взгляд, задача государства, помимо заботы о безопасности, – создавать условия для развития рынка. Если умрет конкуренция, то мы будем все время жаловаться на отсутствие хороших российских решений.

Если говорить о решениях, не предназначенных для обеспечения соблюдения нормативных требований, то в этой сфере игроков намного больше. Российские "большие" производители постоянно выводят на рынок новые продукты, и конкурировать с этими компаниями очень сложно.

О стартапах

Как стартапу выйти на рынок, кто пустит его в свою организацию? Для заказчика принять у себя стартап – это риск. "У нас нет ресурсов, мы не готовы быть полигоном и тратить на это время, и вообще не факт, что нам придется импортозамещаться". Поэтому не открою здесь Америку: государство должно помогать стартапам, частному бизнесу. Стартапы должны получать инвестиции и возможность эксплуатировать решения хотя бы в тестовых средах.

Наряду с этим государственное финансирование – это тоже риск. Если вы хотите получить 20 млн, то самый простой способ – это сперва вложить собственные 20 млн, чтобы в результате получилось 40. Но если в течение полутора лет вы не начали продажи и вышли на безубыточность, то деньги все равно нужно будет вернуть. Где логика? Откуда у стартапа свободные 20 млн руб., если он сам пришел за этими деньгами?

При этом крупный бизнес спокойно получает инвестиции и укрепляет свое доминирующее положение на рынке, не создавая при этом принципиально ничего нового. А зачем? К счастью, ситуация начала меняться. Сегодня в информационную безопасность пришел бизнес с инвестициями, но для коренного перелома государство все же должно облегчить процесс получения финансирования и грантов именно стартапами, а не крупными компаниями.

Боль внедрения

Посмотрим на пример класса решений SIEM. Система управления событиями ИБ – это "головной мозг" и источник Big Data в информационной безопасности. SIEM-решение изначально считается тяжелым, поэтому мы как разработчики стремимся максимально его упростить. И все равно вручную, без специалистов, внедрить его очень сложно.

Также и везде: импортозамещение проще там, где есть собственные сильные службы ИБ и соответствующие ресурсы. Крупные компании могут себе позволить развернуть 3–6 стендов для тестирования. А вот малому и среднему бизнесу очень тяжело. Приходится доверять отзывам других заказчиков, сарафанному радио и, к сожалению, маркетинговым материалам.

Сэкономить на импортозамещении

Как известно, скупой платит дважды. Поэтому нужно в первую очередь тесно взаимодействовать с бизнесом: составить дорожную карту, понять, какие системы придется замещать, что уже есть на рынке, либо заказать частную разработку. Существуют и активно функционируют отраслевые сообщества, которые составляют единую дорожную карту для своей специфики, выбирают единого исполнителя и разрабатывают универсальное решение.

Второе, что имеет ключевое значение, – это персонал. Риски настолько велики, что необходимо найти грамотных специалистов, разбирающихся в технических аспектах, и не бояться им довериться.

Выбор производителя

Выбирая производителя, я бы ориентировался на потребности бизнеса, экспертизу и возможности своих служб ИТ и ИБ. А дальше последовательность очень простая: расставить приоритеты, составить дорожную карту, собрать обратную связь с участников рынка и после этого начать процедуру импортозамещения.

На месте заказчика, стал бы я "замещаться", если законодательство меня не обязывает это сделать? Наверное, да, если есть свободные ресурсы. Скорее всего, даже попробовал бы протестировать новое решение интересного стартапа.

Темы:ИмпортозамещениеSIEMRuSIEmЖурнал "Информационная безопасность" №4, 2022

Обеспечение кибербезопасности.
Защита АСУ ТП. Безопасность КИИ
Конференция | 28 июня 2024

Жми для участия
Обзоры. Спец.проекты. Исследования
Участвуйте в обзорах / исследованиях проекта "Информационная безопасность"!
Станьте автором журнала!
Статьи по той же темеСтатьи по той же теме

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ 2024
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ АВТОРОМ
Linux
23 мая. Инструменты миграции на защищенный Linux
Участвуйте!

More...
Обзоры. Исследования. Спец.проекты
Обзоры и исследования проекта "Информационная безопасность"
Жми, чтобы участвовать