Автоматизация информационной безопасности: ИИ и МО
Константин Саматов, 02/07/25
В этой статье рассмотрим, почему автоматизация – не просто модный тренд, а жизненная необходимость. Как искусственный интеллект и машинное обучение помогают ИБ-специалистам делать больше с меньшими затратами ресурсов. Какие новые возможности открывают большие языковые модели и как их применить для решения задач.
Автор: Константин Саматов, руководитель комитета по безопасности КИИ, член Правления Ассоциации руководителей служб информационной безопасности
Искусственный интеллект и машинное обучение – еще вчера экзотика, а уже сегодня – практический инструмент. Но как сделать так, чтобы эти технологии работали на благо специалиста по информационной безопасности и автоматизировали его труд хотя бы в какой-то части?
Изменения последних нескольких лет в сфере информационной безопасности значительно увеличили число задач, стоящих перед специалистом по ИБ и, соответственно, его нагрузку. При этом дефицит квалифицированных кадров остался.
В такой ситуации руководители служб ИБ постоянно задаются вопросом: как обеспечить надежную защиту без наращивания штата и без потери качества? Видится только один выход – использовать ИИ и МО.
Давайте разберемся что такое ИИ и МО, а также как они связаны с задачами автоматизации в ИБ.
Термин "искусственный интеллект" был впервые упомянут Джоном Маккарти, Марвином Мински, Натаниэлем Рочестером и Клодом Шенноном в 1956 г. в заявке на знаменитую Дартмутскую конференцию, которая считается отправной точкой развития ИИ как научной дисциплины [1]. Маккарти определил ИИ как "науку и инженерное дело по созданию интеллектуальных машин". Словосочетание "искусственный интеллект" было выбрано для того, чтобы подчеркнуть стремление создать (в будущем) не просто автоматизацию, а именно системы, обладающие интеллектуальными способностями, аналогичными человеческим, но реализованные искусственно. Таким образом, термин ИИ не подразумевает под собой технологию, обладающую интеллектуальными способностями, сравнимыми с человеческими, а определяет направление деятельности, связанное с созданием систем (на практике их обычно называют "модели искусственного интеллекта"), выполняющих функции, похожие на интеллектуальную деятельность человека, имитирующие ее. ИИ как направление деятельности включает в себя набор технологий, из которых наиболее активно применяемыми (в том числе в ИБ), в настоящее время, являются: МО, нейронные сети и LLM.
Эти технологии используются как в средствах защиты информации, так и в автоматизированных системах организаций, защиту которых обеспечивают специалисты по ИБ.
Для более точного понимания предлагаю рассмотреть таблицу 1, где помимо названных выше указаны также промежуточные технологий и для лучшего понимания добавлены примеры из сферы ИБ.
Табл. 1. Примеры применения технологий ИИ и МО в ИБ
В настоящее время ИИ и МО становятся стандартом в таких направлениях, как:
- поведенческий анализ (User and Entity Behavior Analytics, UEBA);
- автоматизированное реагирование (Security Orchestration, Automation and Response, SOAR);
- разработка безопасного программного обеспечения (РБПО);
- комплаенс и аудит;
- обучение и подготовка персонала.
В январе 2025 г. генеральный директор компании Salesforce Марк Бениофф заявил на Всемирном экономическом форуме в Давосе: "С этого момента мы будем управлять не только работниками-людьми, но и цифровыми работниками" [3].
Этими цифровыми работниками являются ИИ-помощники (иногда их называют ИИ-агенты или со-пилоты, Copilot). Для того чтобы оснастить себя такими помощниками, не требуется сложных внедрений и большого бюджета – достаточно лишь скачать LLM и установить программу [4], обеспечивающую интерфейс взаимодействия с ней. Таких локальных свободно распространяемых LLM много. У них различные наборы параметров, что позволяет использовать их на оборудовании различной мощности. Существуют много свободно распространяемых приложений, позволяющих организовать взаимодействие с моделью и научить ее использовать данные конкретной компании.
ИИ-помощники на базе LLM и моделей МО уже применяются для решения конкретных задач в области ИБ. В таблице 2 приведены практические сценарии использования таких помощников в рамках обозначенных выше задач.
Табл. 2. Практические сценарии использования ИИ-помощников для выполнения задач по ИБ
Это лишь некоторые примеры, призванные служить отправной точкой для понимания, где вы можете использовать ИИ-помощников в деловых процессах, связанных с обеспечением ИБ вашей организации. ИИ-инструменты уже сегодня способны:
- автоматизировать анализ логов и отчетов;
- формировать профили пользователей и сущностей, осуществлять реагирование на аномальное поведение;
- ускорять внедрение (помогать при внедрении) новых технических решений;
- повышать юридическую грамотность специалистов ИБ;
- создавать контент (основу) для разработки материалов для повышения осведомленности персонала;
- предлагать готовые алгоритмы реагирования на атаки и инциденты.
Сегодня любой специалист по ИБ может оснастить себя ИИ-помощником: как для ежедневных задач, так и для участия в стратегических проектах. Он не требует сложной инфраструктуры или дорогостоящих решений – только желание и готовность к эксперименту. Автор глубоко убежден, что тот, кто первым научится работать в тандеме с цифровым помощником, получит конкурентное преимущество в ближайшее время. Поэтому стоит обратить внимание на эти технологии и начать встраивать их в свои деловые процессы, связанные с защитой информации.
- https://www.iberdrola.com/innovation/history-artificial-intelligence
- https://bit.mephi.ru/index.php/bit/article/view/1364
- https://fortune.com/2025/01/24/marc-benioff-salesforce-human-workforces-ai-agents/
- Разумеется, приняв необходимые меры информационной безопасности