Контакты
Подписка 2024

Уголовно-правовые риски субъектов КИИ

Валерий Комаров, 28/12/18

komarov_new1В статье анализируются особенности привлечения к уголовно-правовой ответственности организаций, которым на праве собственности, аренды или на ином законном основании принадлежат информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети, автоматизированные системы управления, функционирующие в сфере здравоохранения, науки, транспорта, связи, энергетики, банковской сфере и иных сферах финансового рынка, топливно-энергетического комплекса, в области атомной энергии, оборонной, ракетно-космической, горнодобывающей, металлургической и химической промышленности (далее – субъекты КИИ).

Законодательством Российской Федерации с 01.01.2018 для субъектов КИИ предусмотрена административная ответственность за несоответствующее обеспечение безопасности значимых объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее – значимые ОКИИ) и уголовная ответственность за нарушение установленных правил эксплуатации объектов критической информационной инфраструктуры Российской Федерации (далее – ОКИИ), если оно повлекло причинение вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации (см. табл. 1). При этом субъектам КИИ необходимо помнить о сроках давности по таким преступлениям. Важно также отметить, что основным надзорным органом, привлекающим субъектов КИИ к уголовной ответственности, является ФСБ России. ФСТЭК России уполномочен в проведении государственного контроля в отношении субъектов КИИ, владеющих значимыми ОКИИ. Отдельно выделим риск дисквалификации должностных лиц субъектов КИИ, владеющих значимыми ОКИИ, за невыполнение в срок законного предписания ФСТЭК России об устранении нарушений законодательства. Интересный нюанс: руководители субъекта КИИ привлекаются к административной ответственности за нарушения на значимых ОКИИ, а к уголовной ответственности привлекаются технические специалисты любого субъекта КИИ. Важной особенностью является тот факт, что требования к защите информации законодательно установлены только для значимых ОКИИ.

komarov tabl1

Наибольшую озабоченность у субъекта КИИ вызывает угроза уголовной ответственности по пп. 3-5 ст. 274.1 УК РФ "Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, или информационных систем, информационно-телекоммуникационных сетей, автоматизированных систем управления, сетей электросвязи, относящихся к критической информационной инфраструктуре Российской Федерации, либо правил доступа к указанным информации, информационным системам, информационно-телекоммуникационным сетям, автоматизированным системам управления, сетям электросвязи, если оно повлекло причинение вреда критической информационной инфраструктуре Российской Федерации". Прецеденты возбуждения уголовных дел по данной статье УК РФ в средствах массовой информации не опубликованы.

К попыткам прогнозирования применения пп. 3-5. ст. 274.1 УК РФ на основе правоприменительной практики ст. 274 УК РФ "Нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи компьютерной информации и информационно-телекоммуникационных сетей", введенной в Уголовный кодекс еще в 1996 г. в формулировке "Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети", следует относится очень осторожно.

Вероятнее всего будут распространены на пп.3-п5 ст. 274.1 УК РФ следующие позиции надзорных органов ст. 274 УК РФ:

  1. Данная норма является бланкетной и отсылает к конкретным инструкциям и правилам, устанавливающим порядок работы со средствами хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, информационно-телекоммуникационными сетями и оконечным оборудованием в ведомстве или организации. Эти правила должны устанавливаться правомочным лицом. Общих правил эксплуатации, распространяющихся на неограниченный круг пользователей глобальной сети Интернет, не существует. Правила доступа и эксплуатации, относящиеся к обработке информации, содержатся в различных положениях, инструкциях, уставах, приказах, ГОСТах, проектной документации на соответствующую автоматизированную информационную систему, договорах, соглашениях и иных официальных документах.
  2. Между фактом нарушения и наступившим существенным вредом должна быть установлена причинная связь, а также доказано, что наступившие последствия являются результатом нарушения правил эксплуатации, а не программной ошибкой либо действиями, предусмотренными другими статьями УК РФ.
  3. Субъективная сторона состава данного преступления характеризуется двумя формами вины. Нарушение правил эксплуатации и доступа может совершаться как умышленно (при этом умысел должен быть направлен на нарушение правил эксплуатации и доступа), так и по неосторожности (например, программист, работающий в больнице, поставил полученную им по сетям программу без предварительной проверки ее на наличие в ней компьютерного вируса, в результате чего произошел отказ в работе систем жизнеобеспечения реанимационного отделения больницы).

Отличия применения статей УК РФ за нарушение правил эксплуатации информационной системы и правил эксплуатации ОКИИ (отличие ст. 274 от пп.3-5 ст. 274.1 УК РФ) приведены в табл. 2. 

komarov tabl2

Ключевые особенности применения пп.3-5. ст. 274.1 УК РФ:

  1. Нет исключений применения статьи для ОКИИ, которым не присвоена категория значимости. По сути, уже сейчас ее можно применять к любому субъекту КИИ, даже если он не провел категорирования объектов. Достаточно будет экспертного заключения от ФСБ, что поврежденная ИС организации функционирует в сферах деятельности из 187-ФЗ.
  2. Расследовать будет следственное управление ФСБ России.
  3. Суды предпочитают не отказывать следователем ФСБ, на это есть отдельные объективные причины.
  4. Так как прописано нанесение вреда "критической инфраструктуре РФ", а не "компьютерной информации", размер вреда легко рассчитывается следователем и доказывается в суде.
  5. Создание системы безопасности (не только информации, но и физической/промышленной и т.д.) по требованиям ФСТЭК России усугубляет ситуацию для субъекта КИИ, так как нарушение правил эксплуатации на оборудовании из ее состава, повлекшее нанесение вреда, – это те же пп.3-5 ст. 274.1 УК РФ.
  6. Статья очень удобная для следователя: большой срок давности позволяет не спешить с следственными действиями, есть возможность "надавить" на подозреваемого путем помещения его в СИЗО, наказание серьезное – отличная отчетность и показатели.

Учитывая вышесказанное, рекомендуется провести следующие мероприятия по минимизации рисков для организации:

  1. Внеплановую классификацию информационных систем для всех организаций -- владельцев информационных систем. Необходимо документально зафиксировать, что конкретная информационная система не является ОКИИ.
  2. Минимизировать количество оборудования, входящего в состав ОКИИ.
  3. Актуализировать инструкции по эксплуатации оборудования ОКИИ, с целью минимизации рисков по привлечению к уголовной ответственности за ее нарушение.
  4. Следует очень аккуратно подходить к проведению внутренних служебных расследований инфраструктурных инцидентов и инцидентов информационной безопасности. Необходимо понимать, что отчетные документы по результатам таких проверок могут использоваться правоохранительными органами для возбуждения уголовного дела в течение последующих 10 лет.

Обеспечение кибербезопасности.
Защита АСУ ТП. Безопасность КИИ
Конференция | 28 июня 2024

Жми для участия
Обзоры. Спец.проекты. Исследования
Участвуйте в обзорах / исследованиях проекта "Информационная безопасность"!
Станьте автором журнала!

Хотите участвовать?

Выберите вариант!

КАЛЕНДАРЬ МЕРОПРИЯТИЙ 2024
ПОСЕТИТЬ МЕРОПРИЯТИЯ
ВЫСТУПИТЬ НА КОНФЕРЕНЦИЯХ
СТАТЬ АВТОРОМ
Linux
23 мая. Инструменты миграции на защищенный Linux
Участвуйте!

More...
Обзоры. Исследования. Спец.проекты
Обзоры и исследования проекта "Информационная безопасность"
Жми, чтобы участвовать