Случился инцидент – вы готовы к реагированию?
Марсель Айсин, 03/10/25
Очередная статья цикла публикаций о ключевых аспектах функционирования SOC посвящена реагированию на инциденты и их расследованию. Автор подготовил чек-лист, который поможет вам оценить свою готовность к реагированию.
Автор: Марсель Айсин, руководитель BI.ZONE SOC Consulting
Готовим сани летом
Аналитики внутреннего SOC сталкиваются с инцидентами не так часто, как специалисты коммерческих центров мониторинга, которые работают с разными клиентами. Поэтому инцидент нередко оказывается для первых стрессовой ситуацией. Допущенные ошибки стоят времени и снижают шансы на реагирование без последствий.
Важно заранее проанализировать, насколько компания готова к реагированию. Исходя из полученной оценки, можно скорректировать процессы в собственном SOC или порядок действий при работе с внешним провайдером.
Компания BI.ZONE предлагает бесплатный инструмент для самостоятельной оценки эффективности SOC1. Тестирование позволяет оценить уровень зрелости центра мониторинга по семи основным направлениям его деятельности. После прохождения вы получите подробный отчет с практическими рекомендациями.
1. Знают ли сотрудники SOC, что делать при возникновении инцидента?
План реагирования помогает быстрее принимать решения и избегать ошибок, несмотря на стрессовую ситуацию. Он позволит оперативно восстановить работу бизнеса, даже когда компания перестает контролировать инфраструктуру.
В первую очередь нужно описать:
- процесс реагирования;
- ролевые модели сотрудников разных подразделений, которых нужно привлечь;
- уровни ответственности;
- каналы коммуникаций, в том числе резервные в случае сбоя.
2. Применяют ли сотрудники SOC плейбуки для основных типов инцидентов?
Разные типы инцидентов требуют разных действий. Детально опишите процедуры для основных типов инцидентов. Это избавит от лишних размышлений в стрессовой ситуации, позволит сделать реагирование четким, слаженным и продуманным, а также избежать ошибок.
3. Владеет ли персонал SOC дополнительными экспертными навыками, чтобы реагировать на масштабные инциденты и расследовать их?
При масштабных инцидентах часто применяют методы форензики. Они помогают собрать артефакты в нетронутом виде, чтобы восстановить цепочку событий. Могут быть также полезны знания в реверс-инжиниринге, чтобы разобраться с функциональностью использованного при атаке вредоносного ПО или даже обнаружить ошибки в его реализации. Это позволит, например, восстановить зашифрованные файлы. При отсутствии таких навыков заранее предусмотрите возможность привлечь сторонних экспертов, например из коммерческого SOC.
4. Используют ли сотрудники SOC решение класса EDR?
EDR позволяет искать дополнительные артефакты на конечных точках, изолировать устройство, пока угрозу анализируют, проверять его на вредоносную активность и т. д. В отсутствие EDR некоторые задачи вообще не получится решить или придется использовать не предназначенные для этого инструменты (например, инструменты централизованного администрирования ИТ) и разрабатывать под задачи различные скрипты.
5. Знают ли сотрудники SOC, какие системы в масштабе всей инфраструктуры доступны для реагирования и как в них действовать?
В рамках реагирования не все может выполняться на уровне конечных точек – часто требуются действия на уровне инфраструктуры: блокировка учетных записей, изоляция на уровне периметра или целых сегментов и т. д. Нужно заранее идентифицировать все доступные системы и прописать действия в них в момент инцидента. Заявки на выполнение операций должны выполняться оперативно, а не как стандартные заявки на текущие изменения. Поэтому важно заранее отработать взаимодействие со смежными подразделениями.
В идеале все сторонние системы должны быть интегрированы с SOAR-решением (например, BI.ZONE SOAR).
6. Анализируют ли сотрудники SOC результаты реагирования регулярно и документируете ли выводы?
Действия персонала должны сопровождаться постанализом. Документируйте выводы: что привело к возникновению инцидента конкретного типа, как и с помощью чего были выявлены действия злоумышленника, что предприняли для устранения. Впоследствии опирайтесь на предыдущий опыт, чтобы повысить качество мониторинга и реагирования.
7. Проводятся ли в организации практические учения по реагированию минимум раз в год?
Киберучения позволяют отработать реагирование, увидеть проблемы в конфигурациях СЗИ и в работе сотрудников. Проводите учения не менее раза в год. При подготовке сценариев киберучений учитывайте ландшафт угроз, актуальный для вашей компании и отрасли. Получать такие данные можно в открытых источниках или через коммерческие порталы киберразведки (например, BI.ZONE Threat Intelligence).
Выводы
Правильно выстроенные процессы реагирования – один из ключевых факторов эффективности SOC. Вне зависимости от того, пользуетесь вы услугами внешнего провайдера или построили собственный SOC, от грамотных действий ваших сотрудников будет зависеть успешность отражения кибератаки.
Реклама: ООО "БИЗон". ИНН 9701036178. Erid: 2SDnjcw8d8A