Применение систем класса PAM для организации проактивной защиты
11/06/25
В условиях постоянно растущих сложности IT-ландшафта и изощрённости атак контроль привилегированных сессий становится одним из важнейших аспектов практической безопасности. Встречаются мнения (на взгляд автора - ошибочные) о том, что основные функции PAM-систем могут быть замещены с использованием SIEM и (или) IDM/IAM-решений.
Так, хотя IAM/IDM платформы обеспечивают централизованное управление учётными записями и правами входа и реализуют продвинутые сценарии аутентификации, они мало влияют на действия пользователей (в т. ч., привилегированных), выполняемые последними после входа в систему. С другой стороны, практические реализации SIEM-систем не во всех случаях обладают достаточным контекстом для прецизионного обнаружения угроз в действиях привилегированных пользователей, а также могут
оказаться существенно ограничены в своих возможностях по оперативному реагированию на выявленные опасные действия.
Системы класса PAM как раз создают «последний рубеж» защиты — централизованный механизм для подключений с повышенными правами, продвинутые механизмы контроля в реальном времени, в идеале – работая совместно с SIEM и IAM.
Однако, без реализованного в PAM глубокого анализа привилегированных сессий остается «слепая зона» в своевременном понимании намерений пользователя: анализ видео- или текстовых записей сессий может оказаться делом трудоемким, на практике реализуемым только в ситуациях, связанных с разбором уже состоявшихся инцидентов, уже реализованных угроз.
Разработанное компанией Аванпост ПО SmartPAM обрабатывает не только «сырые» записи, но и семантически размеченные данные, выявляя в сессиях опасные события (вместо отдельных команд!) или даже их цепочки.
Детекция событий, соединенная с гибко настраиваемыми пользовательскими правилами, политиками выявления угроз и различными вариантами реакции на них, открывает возможности к избирательному, точно настраиваемому обнаружению и пресечению нежелательных, опасных действий привилегированных пользователей. Достигается возможность учитывать, что одни и те же операции, выполняемые над различными объектами либо на различных управляемых ресурсах, могут в одних случаях быть маркерами угроз, тогда как в других – являться частью нормальной эксплуатации.
Опционально устанавливаемые агенты обеспечивают SmartPAM дополнительным контекстом о происходящем в привилегированных сессиях в частности и на защищаемых ресурсах вообще. С их помощью становится возможным, например, выявлять привилегированные сессии, установленные «в обход» PAM, получать информацию о старте процессов и других важных событиях, которые могут быть связаны с деятельностью привилегированных пользователей и представлять интерес с точки зрения анализа и проактивного предотвращения угроз.
Реализуемая на базе ИИ аналитика поведенческих аномалий (UBA) в SmartPAM строит «портрет» нормальной рабочей активности: время входа, частоту и характер команд, самые распространённые хосты и др. При отклонении от модели система автоматически помечает сессию для дополнительного аудита, прерывает её в проактивном режиме или реализует другую из доступных реакций (например, уведомление ответственных либо блокирование пользователя). Такой интеллектуальный подход блокирует атаки нулевого дня и инсайдерские угрозы до того, как они перерастут в серьёзный инцидент.
Существенным преимуществом PAM-системы может явиться бесшовная ее интеграция с IAM. Например, важно, чтобы при увольнении/переводе сотрудника PAM-система автоматически обновляла бы свои политики, своевременно отзывая привилегированный доступ без необходимости прибегать к ручным операциям. Другим значимым аспектом взаимодействия с этим классом систем может явиться возможность делегировать IAM-системе аутентификацию привилегированных пользователей: это позволит применить различные варианты аутентификации с использованием второго фактора, а также воплотить продвинутые сценарии аутентификации.
При организации сценариев использования PAM-системы представляется важным ориентироваться на варианты, позволяющие достигать максимальной изоляции защищаемых ресурсов. Так, например, применение в составе PAM прокси-серверов исключает непосредственное воздействие привилегированных пользователей на ресурсы; а использование нескольких прокси позволит реализовать сегментацию, минимизируя тем самым боковые движения («lateral movements») привилегированных пользователей. Ограничение прямого доступа администраторов к секретам инфраструктуры — таким как пароли и SSH-ключи привилегированных учётных записей — существенно снижает риск их компрометации, в том числе при неформальном обмене этими данными между сотрудниками в целях решения рабочих задач.
Последняя мера, очевидно, предполагает необходимость хранить секреты в инфраструктуре PAM. Необходимо обеспечить безопасность соответствующей инфраструктуры. Очевидной, но недостаточной в современных условиях мерой является применение для обратимого шифрования этих данных криптографически стойких алгоритмов. Критически важно обеспечить надежное управление ключами, применяемыми в этих алгоритмах. Недопустимо, в частности, хранение ключей в инфраструктуре PAM-системы: необходимо исключить ситуацию, когда возможный доступ туда злоумышленника позволит последнему раскрыть хранящиеся в PAM секреты.
Внедряя современный PAM, организация получает не просто ещё один элемент защитного стека, а полнофункциональный движок проактивной безопасности: семантический анализ сессий, UBA-аналитику, автоматическое реагирование на выявляемые угрозы. Интеграция с IAM-системами обеспечивает синергетический эффект, формируя единое, управляемое пространство Zero Trust.
Таким образом, контроль привилегированных доступов перестаёт быть точечным решением и становится важным элементом стратегии киберзащиты, повышая надёжность инфраструктуры и устойчивость бизнеса к современным угрозам.