Школа преподавателей кибербезопасности объединила более 500 учебных заведений из шести стран
21/05/25
Завершился второй поток Школы преподавателей кибербезопасности (ШПК) — масштабной образовательной инициативы Positive Education (центра обучения Positive Technologies), направленной на системное развитие преподавательского потенциала в области практической безопасности. Поток был организован при поддержке Минцифры России и проходил с октября 2024 года в партнерстве с ведущим российским техническим вузом — МГТУ им. Н. Э. Баумана.
Второй поток проекта собрал рекордное количество заявок на участие: их число выросло более чем на 50% по сравнению с прошлым годом. Заявки оставили свыше 1,5 тысяч преподавателей из 500 учебных заведений Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Узбекистана.
Программа ШПК позволила участникам получить системные знания от лучших экспертов индустрии кибербезопасности, а также найти единомышленников среди преподавателей ИТ и ИБ из разных стран СНГ.
«Мы рассчитываем, что по итогам обучения участники смогут актуализировать собственные программы обучения, внедрить новые модули и методики в образовательный процесс. Помимо преподавателей вузов, колледжей и школ в этом году в программе приняли участие опытные сотрудники компаний, желающие делиться своими знаниями в области кибербеза. И в этом мы видим хорошую синергию – когда опытные преподаватели и опытные практики из индустрии вместе работают над актуализацией образовательных программ. На Positive Hack Days 2025 в мае состоится торжественная церемония, на которой участники, успешно завершившие программу, получат от Positive Education и МГТУ им. Н. Э. Баумана удостоверения о повышении квалификации. Наша цель – развитие рынка специалистов, способных действовать в условиях растущих киберузрог. И преподаватели из России и стран БРИКС, которые стремятся к тому, чтобы выпускать на рынок сильных специалистов, становятся нашими партнерами», — отметила Юлия Данчина, директор центра развития образовательных программ и проектов Positive Education.
Так, согласно исследованию Positive Technologies и Центра стратегических разработок, в России наблюдается большая нехватка кадров в сфере ИБ, причем как тех, кто разрабатывает средства защиты, так и тех, кто их применяет в своей работе. К 2023 году нехватка специалистов составила 45% (около 50 тысяч человек). Эксперты Positive Technologies отмечают, что сейчас сфера ИБ по уровню потребности в кадрах находится там, где отрасль ИТ была 10 лет назад.
«МГТУ им. Н.Э. Баумана видит в Школе преподавателей кибербезопасности важный шаг к преодолению разрыва между академическим образованием и реальными требованиями индустрии. Совместно с Positive Education мы создаем среду, где преподаватели получают не только актуальные знания, но и инструменты для их передачи студентам. Уже сегодня ШПК объединила сотни преподавателей, что подтверждает тезис: только через сотрудничество вузов, бизнеса и государства мы сможем подготовить специалистов, способных отвечать на вызовы цифровой эпохи», —Юлия Грачева, руководитель БАУМАНТЕХ (дополнительное образование в области ИБ, МГТУ им. Н.Э. Баумана).
Программа ШПК состояла из трех направлений и десяти модулей, два из которых — основы результативной кибербезопасности и современные практики преподавания — изучали все участники. В зависимости от направления добавлялся третий обязательный модуль: основы практической кибербезопасности (для тех, кто осваивает трек ИБ), основы безопасной разработки (для преподавателей ИТ) или профориентация в кибербезопасности (для школьных учителей). Практикумы по расследованию инцидентов ИБ проводились с использованием продуктов Positive Technologies.
«Участие в ШПК позволило приобрести новые знания в сфере профессиональной деятельности, найти идеи для актуализации и качественного тематического расширения и пересборки программ по информационной безопасности, преподаваемых мной бакалаврам и магистрам в НИУ ВШЭ. В рамках ШПК удалось освоить теоретически значимые аспекты кибербезопасности, а также изучить новые прикладные инструменты. Особенно полезными оказались темы по харденингу, логированию, форензике и расследованию инцидентов. Задумываюсь об адаптации и подготовке обновления образовательной программы для магистров, чтобы со следующего учебного года использовать теоретические и практические наработки ШПК на практике», — рассказал старший преподаватель кафедры информационной безопасности киберфизических систем Руслан Ильюхин.
Занятия проводились на базе более чем 20 летней экспертизы Positive Technologies. В программе приняли участие спикеры из Газинформсервис, F6, CyberEd, Т-Банка, BI.ZONE, VK, Ассоциации участников технологических кружков (Кружкового движения), МИФИ, ВШЭ, ВШМ СПБГУ и Лекториума.
«Больше половины учеников определяются с выбором будущей профессии в старших классах, поэтому очень важно, чтобы уже в средней школе учителя могли грамотно и интересно объяснять основы информационной безопасности, профессионально рассказывать о современных технологиях и областях их применения. А о базовых правилах кибергигиены и угрозах в онлайн необходимо знать даже младшим школьникам, и это одна из самых важных задач учителей — говорить просто о сложном, найти правильные примеры и способы привить школьникам полезные цифровые привычки. Именно этому посвящен образовательный трек от VK для учителей информатики», — отметила Тамара Чечеткина, руководитель отдела киберкультуры VK.