Создатель несуществующего ИИ Kubient привлёк $33 млн через схему взаимных платежей
25/03/25
Весной 2024 года сайт рекламно-технологической компании Kubient уверенно заявлял о себе как об «идеальном сочетании» опытных специалистов и разработчиков, стремящихся побороть растущий уровень мошенничества в цифровой рекламе.
Сейчас сайт компании недоступен, команда распущена, а её генеральный директор Пол Робертс приговорён к году тюремного заключения по обвинению в мошенничестве, пишет Securitylab. Федеральные прокуроры установили, что именно он организовал масштабную схему по фальсификации финансовой отчётности Kubient, создав фиктивные доходы на сумму $1,3 млн для усиления позиций компании перед первичным размещением акций (IPO).
Ключевым элементом обмана стала взаимная схема расчётов между Kubient и некой анонимной «Company-1». Обе стороны выставляли друг другу счета на почти идентичные суммы. На бумаге это выглядело как сотрудничество по выявлению рекламного мошенничества с помощью фирменного инструмента Kubient под названием KAI — искусственного интеллекта, якобы анализирующего рекламные данные.
Фактически же, как заявили следователи, Робертс отдавал указания сотрудникам создавать фиктивные отчёты KAI, используя вымышленные показатели без какой-либо реальной аналитики. Эти отчёты демонстрировались аудиторам как подтверждение выручки, позволившей включить поддельные доходы в официальные финансовые отчёты компании.
В итоге компания смогла привлечь более $33 млн в ходе первичного и вторичного размещения акций. Однако позже расследование Комиссии по ценным бумагам США, Почтовой инспекции и прокуратуры Южного округа Нью-Йорка выявило иные факты. В сентябре 2024 года Робертсу было предъявлено обвинение в мошенничестве с ценными бумагами. Вместе с ним в деле фигурировали бывший финансовый директор компании Джошуа Вайсс и экс-глава комитета по аудиту Грэйн Коэн.
Максимально возможный срок заключения для Робертса составлял 20 лет, однако, по итогу, он отделался 366 днями отбывания наказания. Помимо тюремного срока, он также будет находиться под надзором в течение года после освобождения.