Мошенники стали чаще интересоваться нефтегазовой отраслью
04/07/25
Специалисты BI.ZONE Brand Protection зафиксировали фишинг с использованием брендов крупных компаний.
Топливно-энергетический комплекс играет заметную роль в российской экономике. По итогам 2024 года доля ТЭК в ВВП страны составила около 20%. С учетом экономической значимости этот сектор становится все более привлекательным для злоумышленников.
С начала 2025 года специалисты BI.ZONE Brand Protection зафиксировали более 1600 фишинговых ресурсов, направленных на клиентов компаний нефтегазового сектора. Бренд почти каждой компании, представленной в рейтинге Forbes «100 крупнейших компаний России по чистой прибыли», мошенники используют при
создании фишинговых сайтов. Чаще всего на них обещают различные выплаты и заработок на инвестициях.
В частности, злоумышленники предлагают проверить, предназначаются ли вам дивиденды от деятельности компаний с государственным участием. Для проверки необходимо заполнить форму с личными данными и оставить банковские
реквизиты для зачисления выплаты. В итоге персональные данные и деньги остаются у мошенников. В схеме с инвестициями злоумышленники предлагают разбогатеть, купив акции компании. В итоге пользователь остается без акций и денег. На всех этих ресурсах мошенники используют фирменный стиль организаций: название, логотипы и другие визуальные элементы.
Дмитрий Кирюшкин, руководитель BI.ZONE Brand Protection:
«Используя имена известных компаний для обмана граждан, мошенники наносят вред как обычным пользователям, так и самим организациям. Мы рекомендуем всегда с осторожностью относиться к ресурсам, гарантирующим легкий и быстрый заработок. Совершайте покупки и оставляйте личные данные только на официальных ресурсах компаний.
Организациям необходимо регулярно отслеживать ситуацию в информационном поле, чтобы вовремя обнаружить случаи нелегитимного использования бренда. Для выявления и блокировки фишинговых атак и попыток мошенничества, связанных с компанией, рекомендуется использовать решения класса digital risk protection».
Отрасль также представляет большой интерес для злоумышленников, совершающих сложные целевые атаки. По данным портала киберразведки BI.ZONE Threat Intelligence, на нефтегазовые предприятия и другие организации
добывающей промышленности нацелены почти треть кибергруппировок, атакующих Россию.
Большинство кибератак на ТЭК (41%) в первом полугодии 2025 года совершались с целью шпионажа, еще 25% — ради финансовой выгоды. Это серьезное изменение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Тогда финансовая выгода была для злоумышленников ключевой, на ее долю приходилось 60% случаев.
Кроме того, с начала этого года к отрасли стали проявлять более активный интерес хактивистские кластеры — на их долю пришлось около 17% всех атак. Еще в 17% случаев можно говорить о смешанной мотивации злоумышленников.
67% кибератак на ТЭК начинаются с фишинговых писем со ссылками и вложениями, содержащими ВПО. В первом полугодии 2025 года в таких письмах чаще всего были стилеры и загрузчики (по 27%), а также вайперы (18%) — вредоносные программы, нацеленные на уничтожение данных на скомпрометированном устройстве.
BI.ZONE Brand Protection — платформа, которая позволяет выявлять, а затем блокировать фишинговые кампании и мошеннические домены, находить утечки данных в даркнете, а также проводить мониторинг информационного поля на предмет нелегитимного использования бренда и дезинформации в медиа.